Сварка металлоконструкций: виды, назначение, методы
Сварка при соединениях элементов металлоконструкций является очень важным процессом, так как от качества исполнения зависит прочность, надёжность и устойчивость всего строительного объекта. Ко всем видам сварки ГОСТами предъявляются очень высокие требования, их несоблюдение может привести к полному разрушению конструкции и всего здания.
Сварку производят автоматическим способом, полуавтоматическим или вручную. Типы воздействия на соединяемый металл также различны – при помощи плавления и под давлением.
К сварке, осуществляемой плавкой относят дуговую и газовую сварку, а сварка под давлением производится кузнечным и газопрессовым методом.
Виды электродов при сварке металлоконструкций
Изготовленные из низкоуглеродистой стали конструкции сваривают электродами марок Э42 или Э42А. Однако подбирая электрод, необходимо учитывать, что марка электрода указывает исключительно на показатель предела прочности швов при работе на растяжение. Режим работы, назначение электрода выбирают, исходя из области применения и марки изделия (основной показатель – состав обмазки).
Если предстоит сварка металлоконструкций, для производства которых используются легированные или высокоуглеродистые стали, применяют электродные устройства, имеющие специальный вид обмазки, что определяется из состава свариваемых стальных изделий и марки стали. Изделия и элементы конструкций из нержавеющей стали сваривают с применением особой технологии и специальными электродами. Конструкция данного электрода включает сердечник, изготовленный из стали, аналогичной по составу материалу свариваемых частей.
При сварке вручную используют электроды, расплавленная масса которого и является шлакообразующим защитным слоем, при сварке полуавтоматическим или автоматическим способом в качестве защитного слоя используют слой флюса. В процессе такой сварки проволока, предназначенная для электросварки, подаётся в сектор сварочных работ непрерывно. Для этого используют специальный механизм, после чего обеспечивается горение дуги в оболочке из созданной жидкой смеси.
Особенности сварки металлоконструкций
Вид сварки может быть в тавр, встык, внахлёст, торцевыми или угловыми. Кромки перед сваркой стачивают под необходимым углом (по ГОСТу), используя шлифовальную машину или (при малых объёмах) обычный напильник. При сварке крупноразмерных металлических конструкций необходимо произвести промежуточную сборку, прихватывая сваркой в нескольких местах, или соединяя элементы при помощи струбцины. Если не придерживаться специальных технологий, некачественная сварка металлоконструкций может со временем привести к разрушению всего строительного объекта. Это обусловлено ослаблением швов, снижением прочности, а также опасной для устойчивости конструкции местом концентрации напряжения. Эти участки при обнаружении, вырезают и повторно сваривают.
Сварка металлоконструкций: виды дефектов и их устранение
Основными дефектами, которые могут появиться при сварке, являются наплыв, прожёг и пережёг, не проваренные участки, образование трещин, проявление пористости, перегрев.
Наплывы могут образоваться как следствие натекания металла в жидком виде на кромки непрогретого металла. Их приходится срезать и проверять, не остались ли под наплывами не проваренные участки.
Очень опасны для прочности швов уменьшения толщин свариваемого металлоизделия на участках перехода к швам (подрезы). Подрезы могут образоваться в случаях, когда используется электродуговая сварка металлоконструкций, в случаях повышения напряжения дуги или тока. Этот дефект ослабляет сечение металла основы, чтобы исправить дефект подваривают ниточный шов.
Сквозные проплавления металла основы, в процессе чего образуются с тыльной стороны натёки, называются прожогами. Они могут возникнуть при увеличенном зазоре между свариваемыми частями (их кромками), повышенной сверх нормы мощности пламени, малой скорости сварочного процесса. Эти участки также подлежат вырубке с дальнейшей проваркой.
Появление кратеров, не проваренных при сварке, возникают в случае внезапного исчезновения пламени в конце сварочного процесса. При обнаружении подобного дефекта производят дополнительную проварку, предварительно вырезая эти участки до металла основы.
Образование трещин является самым опасным дефектом при сварке металлических конструкций, они появляются, как в собственно сварных швах, так и на участках вокруг них. Типу образования данного дефекта, трещины подразделяют на горячие и холодные. В зависимости от их происхождения – продольные и поперечные (в поперечном и продольном направлении). Могут быть микро- и макроскопическими. Появиться трещины могут вследствие повышенного процентного содержания в наплавленном металле серы, углерода, водорода, фосфора.
Посетите другие страницы сайта
Всего отзывов: 0